Пчеловодство и христианство

В России и на Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от  пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее священной водой.

Со 2 по 10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вмасте, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем перехал на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а 1452г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий по преданию завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Однако документальных данных на этот счет не имеется. Образа с изображением этих святых встречались на каждой пасеке.

В Поволжье ходило с пчельника на пчельник устное повествование о том, как Бог Саваоф передал пчел под защиту Святых Зосимы и Савватия: «Долго жили пчелы, Божьи угодницы», — гласила народная молва, долго жили и не было у них среди Святых Божиих своего покровителя. И напала от этого на мудрое пчелиное царство всякая нечисть, мешая делать пчелам Божие дело. Собрались однажды на совет семьдесят семь цариц семидесяти семи богатейших городов пчелиных. «У всякого скота, у всякой животины есть свои Святые покровители у подножия Господня», — сказала на этом совете самая мудрейшая изо всех семидесяти семи цариц, — «одна пчела живет-трудится на Земле без святой защиты на небесах!». Порешили семьдесят семь цариц семидесяти семи городов пчелиных полететь на небеса к престолу Господню. Полетели и взмолились ко Всевышнему. Дошла до слуха Божия жалоба — мольба семидесяти семи цариц, просивших о святом покровителе для своего пчелиного народа, трудящегося-подвизающегося во славу Господа Сил. Внимал Бог Саваоф царственным челобитчецам, внимал и сокрушался: некому было отдать под защиту пчелу — Божию угодницу. Услышал грозен Илья-пророк об этом и напомнил Господу о новопредставленных Святых угодниках Его-преподобных Зосиме и Савватии, соловецких подвижниках. И воссиял лик Господа Сил радостию великою: нашлись среди святых на лоне Его, не один, а двое покровителей-оберегателей Божьей работницы на русской Земле. Воспели хвалу Богу Саваофу семидесятью семи голосами семьдесят семь цариц семидесяти семи городов царства пчелиного и полетели по Миру, по свету белому, радостный благовест разносить о святой двоице соловецкой Зосиме—Савватии. «С той поры и взяла на свои рамена заботу-тяготу о пчеле святая двоица!», — договаривает сказание.

2 июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают»

Покровители пчеловодства:
пророк Предтеча и Креститель Господен Иоанн, преподобные Зосима и Савватий.         
Рейтинг@Mail.ru